Социологическое исследование «Патриотические настроения студентов ГФ ГБПОУ КК «КТЭК»»

Выполнили: студенты II курса КТЭК:
Пенской Иван
Чеботарева Аделина
Руководитель: Денева В.В. – преподаватель обществознания ГФ ГБПОУ КК «КТЭК»

Анализ социологического исследования
(сентябрь, 2015 г)
Введение
В последнее время одной из широко обсуждаемых тем в российском обществе является проблема патриотизма, в частности, его сущность, особенности проявления и роль.
В философском словаре под редакцией И. Г. Фролова патриотизм трактуется как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины».
На протяжении российской истории эти слова, как правило, имели положительную смысловую нагрузку – в основе определения патриотизма лежит концепция «любви к своей стране». Патриотизм предполагает также гордость за свою страну и во многом основан на чувстве «органической принадлежности» к родине и народу. Однако этим определение патриотизма не ограничивается. Одна из важнейших характеристик патриотизма – «готовность и способность гражданина к активным действиям во имя блага отечества». При этом важно, что «настоящий патриотизм … не уживается с неприязнью к отдельным народностям».
Изучение феномена патриотизма сталкивается с трудностями из-за
неоднозначности трактовки термина, многовариантности его использования. Это обусловлено сложной природой патриотизма, многообразием форм его проявления, зависимостью его конкретного содержания от исторических, социально-политических и экономических условий.
«Искаженная интерпретация патриотизма может привести к ряду негативных для общества последствий. Потенциально это может произойти, если идея патриотизма монополизируется какой-либо группой для достижения собственных целей, что нередко приводит к ограничению свободы критической мысли. Активизация патриотических настроений при определенных условиях может привести к тому, что патриотизм начинает обретать «негативные черты национализма», в частности проявляющиеся в ксенофобии и нетерпимости по отношению к «чужакам».
Исследование истории патриотизма позволяет детально воссоздать реальную картину прошлого, создать тем самым реальные предпосылки прогнозирования процесса патриотического воспитания в настоящем и будущем.
Патриотизм — понятие сугубо историческое. Оно изменяется со сменой общественных формаций. Анализ научного фонда позволяет выделить более 15-ти определений патриотизма и патриотического воспитания с 1917 года.
Кроме того, изменились и представления о смыслообразующих компонентах патриотического воспитания и, прежде всего, понятиях «Родина», «Отечество», встречающихся во всех определениях, а также представления общества о человеке-патриоте.
Множество философов, социологов, политологов трактовали патриотизм исходя из наиболее близких им аспектов. Что касается педагогов, то они рассматривают патриотизм как цель педагогической деятельности.

Патриотизм, как чувство имеет внутреннюю структуру, состоящую из нескольких компонентов:
— первый, поверхностный, — естественная любовь к своему народу как к большой семье, любовь к родному слову, родной природе;
— второй — это ощущение патриотизма умом, осознание долга перед народом, готовность встать на защиту его интересов;
— третий — это переплетение любви к родному, близкому с осознанием своего долга перед народом, это стремление, готовность служить Родине.
Как свидетельствует исторический опыт, патриотические чувства, особенно обостряясь в сложных, экстремальных, судьбоносных для Родины ситуациях, объединяют людей, побуждают ставить общественное выше личного, уменьшают жизненный эгоизм.
Современные ученые также занимаются определением понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание». Исследование проблемы патриотизма основывается на фундаментальных трудах в области этнопсихологии.
В современной психологической литературе выделяют минимум три разновидности патриотизма.
1. Этнический патриотизм, основанный на чувстве собственной причастности к своему народу, на любви к родному языку, культуре, к собственной истории и т.д. Этот патриотизм обусловлен природой как ощущение видового признака народа, является врожденным и развивается полноценно, если ребенок растет в национально-ориентированной семье, учится в русском детском саду, а затем в русской школе. При этом большое значение придается изучению истории русского народа, родного языка и литературы, русского искусства, народных обычаев, традиций.
2. Территориальный патриотизм базируется на любви к тому месту на земле (местности, ландшафту, климату и т.д.), где человек родился.
3. Государственный патриотизм основывается на окончательной цели нации — построении собственного государства, государственном самоопределении, государственном мировоззрении и государственном чувстве; это высший патриотизм, основанный на государственной идеологии и связанный с чувством гражданственности.

Таким образом, патриотические чувства являются эмоциональным аспектом национального государственного мировоззрения, что объединяет чувство принадлежности к Родине, ее истории, веру в будущее своего государства. Высшей формой патриотизма выступает чувство любви к Родине, готовность терпеть муки и даже идти на смерть ради нее.
Анализ социологического исследования
(сентябрь, 2015 г)

Основная цель социологического исследования – изучить патриотические настроения студентов нашего колледжа.
Задачи социологического исследования:
1. определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций студентов;
2. выявить долю молодых людей, считающих себя патриотами своей страны.
В исследовании приняло участие 120 респондентов, из которых юноши (53 человека), девушки – ( 67 человек).

Как показывают результаты опроса, большинство студентов (76%) выразили уверенность в том, что каждый должен сам для себя определять, что значит быть патриотом. Лишь 10 % опрошенных согласны с тем, что государство должно выполнять функцию определения патриотизма.
Можно сравнить наши данные с данными всероссийских опросов общественного мнения, проводимые центром «Левада».
Данные опросов Левада-центра: «для подавляющего большинства россиян (84%) патриотизм означает «глубоко личное чувство»; при этом, по мнению опрошенных, каждый человек сам должен определять, что патриотично, а что нет. В последние годы российские власти приложили максимум усилий для монополизации идеи патриотизма и, соответственно, для определения того, что такое «настоящий патриотизм». Однако в обществе спускаемые сверху установки уже далеко не всегда воспринимаются как аксиомы: только 9% опрошенных считают, что определение патриотизма находится в руках государства. Впрочем, респонденты в возрасте от 55 лет и пенсионеры отмечали несколько чаще, что государство должно определять, что патриотично, а что нет».

Понятие патриотизма тесно переплетено с чувством гордости за свою страну. Результаты опроса показали, что у превалирующего большинства (93.5%) анкетируемых есть что-то такое, чем они как граждане России гордятся.
Среди «предметов» гордости лидирующую позицию у респондентов занимает история страны, ее размеры, природные богатства, вооруженные силы страны, достижения российской культуры и науки.

Большинство опрошенных молодых людей считают себя патриотами своей страны – 73%. Каждый 4- й отмечал, что не является патриотом (не считает себя таковым)

Тема патриотизма очень актуальна для 34% опрошенных, отчасти актуальна для 55%. Таким образом, можно сказать, что для большинства студентов эта тема имеет значение.
Однако эти ответы свидетельствуют лишь о том, что опрошенные студенты хотят считаться патриотами, но мы не можем утверждать с уверенностью, что они ими являются. Тема патриотизма сегодня поднимается государством, активно обсуждается на различных уровнях, быть патриотом России сейчас достаточно престижно, поэтому респонденты могут называть себя патриотами в том числе и для того, чтобы не получить негативную реакцию со стороны.

Патриотизм проявляется в практической деятельности, направленной на всестороннее развитие своей страны, защиту ее интересов.

«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом».
Белинский В. Г.

«В недавнее время патриотизм состоял в восхвалении всего хорошего, что есть в отечестве; ныне уже этого недостаточно, чтобы быть патриотом. Ныне к восхвалению всего хорошего прибавилось неумолимое порицание и преследование всего дурного, что есть ещё
у нас.» Добролюбов Н. А.
По мнению 44% опрошенных студентов, патриотизм далеко не всегда означает поддержку власти. Как показал опрос, с мнением о том, что «Патриот должен поддерживать власть, какой бы она ни была», в той или иной степени согласились чуть больше 43% опрошенных . Около 13% затруднились ответить на этот вопрос.

39% опрошенных согласились с лозунгом «Россия — только для русских». Налицо проявление ксенофобии, недоброжелательного отношения к представителям других народов и наций, населяющих Россию.

В последнее время люди становятся более мобильными, выбирают лучшие условия для жизни. Опрос показал, что почти 74% опрошенных студентов планируют или хотели бы переехать в другой город, и только соответственно 26% не собираются уезжать из г. Геленджик

Как показывают результаты опроса, почти половина из опрошенных респондентов (44%) предпочитает жить в России и не желает эмигрировать в другую страну, что свидетельствует о высоких гражданских и патриотических качествах студентов. 14% же процентов опрошенных студентов желали бы уехать из страны на постоянное место жительство.

Довольно существенный процент (88%) студентов КТЭК смотрит в будущее с оптимизмом и ориентирован на восстановление статуса России как великой державы.

Службу в рядах российской армии считают необходимой подавляющее большинство респондентов(80%).

Подводя итог исследованию, можно сделать, по крайней мере, три основных вывода.
1. Феномен современного патриотизма крайне сложен для изучения из-за его неоднозначности понимания и многовариантности проявления. При определении себя патриотом каждый респондент ориентируется на какое-то свое особое понимание этого феномена, в результате чего мы встречаемся с самыми разными его уровнями Поэтому трудно и даже, наверное, невозможно сегодня найти грань, где кончается непатриот и начинается патриот. Во всяком случае, самоопределения тем или иным для этого явно недостаточно.
2. Анализ исследования, показал, что в большей степени у молодых людей выражена эмоциональная составляющая проявлений патриотизма, связанная с наличием определенных позитивных чувств к своей стране.
3. Невозможно раз и навсегда определить патриотизм. Каждое поколение людей делает это по-новому. Приобретенный исторический опыт в рамках конкретного поколения также вносит вклад в конкретное содержательное наполнение патриотизма

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *